ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ РАЗРЕШЕНО РЕКЛАМИРОВАТЬ В УКРАИНЕ НА НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ
лекарственные средства, медицинские изделия, методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации которые:
- разрешены в Украине;
- отпускаются без рецепта врача;
- не внесены в перечень лекарственных средств, запрещенных к рекламированию.
Требования к рекламным материалам БЕЗРЕЦЕПТУРНЫХ лекарственных средств
Реклама должна содержать |
- объективную информацию о лекарственном средстве, медицинском изделии, методе профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и осуществляться так, чтобы было понятно, что приведенное сообщение является рекламой, а рекламируемый товар является лекарственным средством, медицинским изделием, методом профилактики, диагностики, лечения, реабилитации;
- требование о необходимости консультации с врачом перед применением лекарственного средства или медицинского изделия; - рекомендацию об обязательном ознакомлении с инструкцией на лекарственное средство. Также должен содержаться текст предупреждения такого содержания: «Самолікування може бути шкідливим для вашого здоров’я» , занимающий не менее 15% площади (длительности) всей рекламы. Шрифт надписи должен быть контрастным, видимым. Надпись в ТВ ролике размещается горизонтально и может располагаться внизу экрана в течение всей длительности ролика, занимая 15 % площади экрана (надпись должна быть отделена от основного видеоряда ролика) либо в конце ролика и занимать 15 % длительности ролика (на чистом фоне без видеоряда и без рекламных сообщений). Предупредительная надпись на макете размещается горизонтально, должна занимать 15 % площади макета (как правило внизу). Фон, на которой размещена надпись, должен быть отделен от основного фона рекламного сообщения. ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКОЙ СТРОКЕ: 1. Реклама безрецептурных препаратов для потребителей (все виды рекламы): «Реклама лікарського засобу. Перед застосуванням лікарського засобу обов’язково ознайомтеся з інструкцією та проконсультуйтеся з лікарем та ознайомтеся з інструкцією. Реєстраційне посвідчення № _________. САМОЛІКУВАННЯ МОЖЕ БУТИ ШКІДЛИВЕ ДЛЯ ВАШОГО ЗДОРОВ’Я» (15% площі або тривалості реклами). 2. Реклама безрецептурных препаратов для врачей (материалы, которые раздаются врачам на конференциях): «Реклама лікарського засобу призначена для медичних установ та лікарів. Для розповсюдження на семінарах, конференціях, симпозіумах з медичної тематики». 3. Реклама безрецептурных препаратов для врачей (печатные специализированные издания): «Реклама лікарського засобу призначена для медичних установ та лікарів». В соответствии с рекомендациями АМКУ текст «САМОЛІКУВАННЯ МОЖЕ БУТИ ШКІДЛИВЕ ДЛЯ ВАШОГО ЗДОРОВ’Я» и соответствующая юридическая строка должна располагаться на каждой странице рекламного материала (т.к. каждая страница рассматривается как отдельный макет). |
Ограничения: |
1. Указывать на терапевтический эффект относительно тех заболеваний, которые не поддаются лечению или тяжело лечатся (напр. аллергия) ; |
2. Указывать на то, что консультация со специалистом не является необходимой; |
3. Указывать на гарантированный лечебный эффект; |
4. Показывать изменения человеческого тела вследствие болезни, ранений; |
5. Размещать утверждения, способствующих возникновению или развитию страха заболеть или ухудшить состояние своего здоровья из-за неиспользования рекламируемых лекарственных средств, медицинской техники и медицинских услуг; |
6. Размещать утверждения, способствующих возможности самостоятельного установления диагноза; |
7. Ссылаться на лекарственные средства, медицинскую технику, методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации как на наиболее эффективные, наиболее безопасные, исключительные в отношении отсутствия побочных эффектов; |
8. Размещать сравнения с другими лекарственными средствами, медицинской техникой, методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации с целью усиления рекламного эффекта; |
9. Ссылаться на конкретные случаи удачного применения лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; |
10. Ссылаться на рекомендации медицинских работников, специальные провяления благодарности; |
11. Размещать изображения и упоминаний имен популярных людей, героев кино-, теле- и анимационных фильмов, авторитетных организаций; |
12. Участие врачей и других профессиональных медицинских работников, а также лиц, внешний вид которых имитирует внешний вид врачей |
13. Помещать информацию, которая позволяет предположить, что лекарственное средство является пищевым, косметическим или другим потребительским товаром или что безопасность либо эффективность этого средства обусловлена его природным происхождением |
14. В законопроекте – запрещается показывать изображение процесса использования лекарственных средств, предназначенных преимущественного для детей. |
Ответственность |
За несоблюдение требований к рекламе лекарственных средств на рекламодателя может быть наложен штраф в пятикратном размере от стоимости размещения рекламы. За размещение недостоверной информации о лекарственном средстве (мед изделии), неточной, неполной информации штраф может составить 5 % выручки за прошлый год. |
Необходимо предоставлять
1. Копию регистрационного свидетельства 2. Копию свидетельства на торговые марки, что рекламируются 3. Копию Технического заключения по алкогольный напиток 4. Музыкальную справку для ТВ ролика и радиоролика 5. Письменное согласие физического лица для ТВ роликов и макета, если такой макет содержит изображение физического лица. |
Реклама биологически-активных добавок (БАД)
БАД не является лекарственным средством.
І. Требования по документам к рекламы БАДа:
Запросить у клиента копию гигиенического заключения на препарат.
ІІ. Требования к содержанию рекламы БАДа:
- В рекламе БАДа необходимо указать реквизиты гигиенического заключения на препарат.
- В рекламе БАДа рекомендуется указывать следующие надписи: «Не є лікарським засобом. Реклама дієтичної добавки. Перед застосування необхідно проконсультуватись з лікарем» (для того, чтобы потребитель не спутал рекламу БАДа с рекламой лекарственного средства, к которой предъявляются дополнительные требования).
- Свойства препарата, указанные в рекламе БАДа должны соответствовать свойствам препарата, которые утверждены в гигиеническом заключении на препарат.
- В рекламе БАДов запрещено указывать, что препарат имеет лечебные свойства (п. 9 ст. 21 ЗУ О рекламе).
- В рекламе БАДа не рекомендуется участие или изображение врачей, а также других медицинских работников.
- Если в рекламе указан номер телефона горячей линии или номер мобильного телефона необходимо указать стоимость звонков (например, «вартість дзвінків згідно тарифів Вашого мобільного оператора»).